Сайт создан в рамках проекта Планета Крым
crimea-planet.narod.ru
(c) spitsa, 2005
mailto: spitsa@mail.ru
 


БИОГРАФИИ ИЗВЕСТНЫХ КУРДСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СЕКРЕТАРЬ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ ИРАНСКОГО КУРДИСТАНА
АБДУЛ-РАХМАН КАСИМЛО

    Абдул-Рахман Касимло родился в 1930 году в городе Урмия в семье богатого землевладельца Иранского Курдистана. Касимло с очень раннего возраста интересовался политической жизнью курдского народа.
    Когда ему исполнилось всего 11 лет, он закончил среднюю школу в Урмии и продолжил учебу в Меххабаде. Затем он поехал в Париж для продолжения учебы. В Париже Касимло начал писать книгу о сорокалетней борьбе курдского народа за независимость.
    В 1945 году в Урмии он создает демократическую организацию. В это время в Иранском Курдистане распадается демократическое правительство, в 1945 было совершено покушение на иранского шаха.
    В 1948 году начались гонения на демократические движения в Иране. Касимло, находившийся в то время в Париже, выступал с резкой критикой в адрес шаха Ирана. Иранские студенческие организации в Париже направили письменный протест шаху Мохамед-реза. Это послужило поводом для преследования Касимло, как представителя международной студенческой организации, посольством Ирана, а также французским правительством. Он вынужден .был покинуть Париж и поселиться в Праге.
    Еще в Париже Касимло основал курдские студенческие организации в Европе. В Праге он учился (получил звание доктора политических и экономических наук) и одновременно участвовал в международной студенческой организации. В 1951 году его избрали представителем иранской студенческой организации и одновременно представителем международной федерации Курдистана в Будапеште.
    В 1952 году во время правления доктора Муссадыка он вернулся в Иран. В Иране Касимло заключил договор между Демократической и Народной партиями Ирана. После полугодовою пребывания в Тегеране Касимло вернулся в Мехабад и взял в свои руки руководство Демократической партией Курдистана. После неудачного переворота в Иране 1953 года тайно вернулся в Тегеран, продолжал политическую борьбу в Тегеране и Курдистане. Одновременно с этим Касимло был главным редактором газеты «Курдистан» (всего в свет вышло пять номеров) и руководил Демократической партией Курдистана. В то же время Касимло, после пятилетней политической борьбы и Иране и Курдистане, вернулся в Прагу (1956-1957).
    В 1958 году, после победы революции в Ираке и появления демократического движения в Иракском Курдистане, Касимло вместе со своими соратниками вернулся в Ирак. Началась политическая борьба в Иракском Курдистане, где Касимло столкнулся с разногласиями между лидерами Демократической партии Иракского Курдистана. По приказу правительства Ирака он вынужден был покинуть страну и вернуться в Прагу 1960.
    В Праге получает степень доктора экономики и преподает политэкономию в Пражском университете 1962. В 1996 году Касимло написал книгу о проблемах экономики и культуры курдов и Курдистана. Эта книга переводилась на чешский, словацкий, польский, английский, французский, арабский, персидский и курдский языки. Сам Касимло знал персидский, турецкий, арабский, английский, русский, чешский языки.
    В марте 1968 года был подписан договор между руководителями Иракскою Курдистана и правительством Ирака. Касимло воспользовался появившейся возможностью и вернулся в Иранский Курдистан для руководства политической борьбой. В 1969 году его избрали членом ЦК Демократической партии Курдистана. Затем -генеральным секретарем Демократической партии Курдистана, после этого каждый съезд в течение 17 лет его переизбирал на эту должность. В то тяжелое время он был прекрасным мудрым руководителем.
    Для того чтобы добиться решения курдского вопроса Касимло вместе со своим товарищем Абдуллой Кадери в 1979 году согласился встретиться с представителями иранского правительства в Вене. Во время этой встречи он был убит. В результате этого теракта были убиты также Абдулла Кадери и профессор Венскою университета Фазиль Рассуль (иракский курд).
    Так оборвалась жизнь замечательного борца за независимость курдского народа.


МУСТАФА БАРЗАНИ

    В историю национальной борьбы курдского народа вписаны яркие имена многих видных деятелей. Среди них выделяется генерал Мустафа Барзани, рекордсмен по длительности пребывания у руля национальной борьбы. Его жизненный путь — яркий пример беззаветной преданности избранной цели, имея материальные возможности для обеспеченной и беззаботной жизни, он тем не менее выбрал аскетическую и тернистую дорогу борьбы. Череда тревог, смертельный риск, лишения и разного рода ТРУДНОСТИ сопровождали всю его долгую и неспокойную жизнь, посвященную беззаветному служению делу освобождения родного народа.

БОРЬБА НА ЧЕТЫРЕХ ФРОНТАХ

    Бурная политическая деятельность Мустафы Барзани началась в конце 20-х — начале 30-х годов. В то время, когда восстание, поднятое виднейшим лидером Махмудом Барзанджи, уже пошло на спад, знамя освободительной борьбы было подхвачено в Барзане. Мустафа стал ближайшим соратником своего старшего брата Ахмеда Барзани, руководителя вспыхнувшего весной 1931 года восстания, с которым иракские вооруженные силы не смогли справиться. Отряд иракской армии, дошедшей до самого барзанского района, по словам английского исследователя Лонгригга, «потерпел поражение и избежал практически поголовного разгрома только благодаря вмешательству английской военной авиации».
    После расправы властей с барзанским восстанием 1931—1933 годов Ахмед и Мустафа Барзани в течение 10 лет томились в ссылке, сначала в Мосуле, затем в Насирии, Хилле, Дивании, Киркуке и, наконец, в Сулеймании, откуда в 1943 году с помощью курдской партии «Хива» Мустафа Барзани перебрался в район
    Барзана и тогда же возглавил новое восстание против багдадского режима и его британских покровителей. Власти вынуждены были пойти на мирные переговоры, результатом которых стало соглашение, признававшее за курдами право на ограниченное внутреннее самоуправление. Однако это оказалось тактической уловкой, и вскоре иракские правители отказались от выполнения условии соглашения, что вызвало новое восстание курдов в 1945 году, которое вскоре было жестоко подавлено. Мустафа Барзани и несколько сот его сторонников перешли в Иранский Курдистан, где приняли участие в образовании Мехабадской курдской республики.
    В целом с начала 30-х до середины 70-х годов все значительные освободительные акции в Южном Курдистане связаны с именем Мустафы Барзани. Решительно и последовательно выступая за освобождение своего народа, Мустафа Барзани умел удачно избегать волюнтаристских и нереальных решений. Он понимал, что после первой мировой войны ситуация вокруг курдского вопроса осложнилась. Если прежде помыслы и действия курдов были направлены против деспотии Османской империи и шахского Ирана, то теперь им противостояли четыре государства, в которых резко усилились правонационалистические тенденции и взяла верх подчеркнутая нетерпимость к чаяниям и правам национальных меньшинств. В условиях блоковой политики экономические и военно-политические связи этих стран с Западом (Турция, Иран) и «социалистическим лагерем» (Ирак, Сирия) практически лишали курдов шансов на получение какой-либо эффективной международной поддержки. Во время встреч с представителями прессы Мустафа Барзани не раз сетовал на полное одиночество курдов в тяжелой схватке с притеснителями, на отсутствие сколько-нибудь существенной поддержки извне.

ТРЕБОВАНИЕ АВТОНОМИИ

    С учетом всех этих обстоятельств М. Барзани выдвинул задачу добиться предоставления курдам автономных прав прежде всего в пределах иракского государства. Его позиция заключалась в том. что курдский народ имеет право реализовать вековую мечту о независимой и объединенной родине. Однако способы достижения этой цели зависят от конкретно-исторических обстоятельств, расклада внутренних и внешних факторов.
    С момента образования иракского государства в 1920 году вплоть до наших дней между иракскими правящими режимами и курдскими национальными силами происходили постоянные вооруженные столкновения. За этот долгий период были заключены четыре соглашения (в 1944, 1964, 1966, 1970 годах), которые предусматривали мирное (хотя только частичное) решение проблем, связанных со статусом и правами курдов. В разработке соглашений самое активное участие принимал Мустафа Барзани. Однако иракское правительство каждую передышку использовало для организации нового насилия над курдами.
    Силу против курдов применял не только Ирак, но и другие государства, разделившие Курдистан. В ходе вооруженных столкновений проявились недюжинные способности М. Барзанй как военачальника. Приведу лишь два примера.
    Военные специалисты высоко оценивают его знаменитый поход из Мехабада к Джульфе зимой 1947 года после разгрома Мехабадской республики. М. Барзани отверг тогда требования шахской власти о капитуляции и со своим отрядом в несколько сот человек в течение ряда месяцев вел неравные бои с иранскими, турецкими и иракскими военными подразделениями. Он сумел прорвать окружение и выйти к границе СССР в районе Джульфы.
    В 1966 году генеральный штаб иракской армии после длительной и всесторонней подготовки приступил к осуществлению так называемого «плана Абдуль Азиза Окайли» (Окайли был начальником генштаба иракской армии). Успех подготовленной крупномасштабной военной операции против сил М. Барзани у иракских военачальников не вызывал сомнений. Они были настолько уверены в своей победе, что даже обратились к иранским и турецким властям с просьбой не дать М. Барзани. и его сторонникам возможности найти у них убежище. Однако начавшаяся в начале мая битва за овладение стратегически важной дорогой Раванду — Хадж-Омран и важными высотами Зозек и Хиндрейн закончились полной победой курдов. Применив эффективные и обстоятельно продуманные тактические формы ведения боя, пешмерга М. Барзани сокрушили несравенно лучше вооруженные иракские войска. Это была самая крупная битва с начала военных действий в иракском Курдистане с сентября 1961 года. Победа «урдов в этой битве на какое-то время перечеркнула планы сторонников военного решения курдской проблемы. Правительство Абдель Рахмана аль-Баззаза вынуждено было в июне 1968 года пойти на мирное решение курдского вопроса, которое, впрочем, осталось на бумаге.
    Наиболее значительным достижением в длительной и упорной борьбе, возглавлявшейся Мустафой Барзани, специалисты считают соглашение от 11 марта 1970 года между курдскими автономистами и иракским правительством, которое известно под названием «Декларация об автономии курдов». Этот документ подытожил девятилетнюю вооруженную эпопею. Его значимость вкратце сводится к тому, что впервые в истории курдов в одной части их разделенной родины правительство Ирака признавало за ними право на национальную автономию, что было зафиксировано и в конституции страны. В этом достижении поистине велика роль Мустафы Барзани. К сожалению, в силу ряда внутренних и внешних факторов курды не смогли в полной мере воспользоваться победой. Руководство Демократической партии Курдистана (ДПК) совершило просчет, позволив втянуть себя в новый вооруженный конфликт, исход которого оказался не в пользу курдов. Вышедший из изоляции багдадский режим окреп, обеспечил себе поддержку социалистических стран и сумел силой навязать курдам свой вариант автономии. Но курды и на этот раз не были сломлены окончательно.

НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ

    Мустафа Барзани, безусловно, был неординарной личностью. Такие его черты, как беззаветная преданность делу народа, решительный характер, гибкость в отношениях с оппонентами, проявлявшаяся в зависимости от ситуации и стратегических интересов курдского национального движения, личная храбрость, неподкупность, позволили ему стать общепризнанным национальным лидером. Известно, что сам он не страдал болезнью «вождизма». Его высокий авторитет, харизма не были навязаны народу. Подлинно курдский характер, выражающийся в верности данному слову, естественно сделал его лидером национального движения. Генерал М. Барзани обладал качествами, присущими талантливым полководцам. Достоверно известно, что очень часто он лично принимал участие в сражениях, разделял со своими бойцами невзгоды и лишения.
    Начиная с конца 20-х годов, М. Барзани в общей сложности более 16 лет провел в гуще вооруженной борьбы, 21 год находился в ссылке. В середине 30-х годов в Ираке и в конце 1947 года в Иране он чудом избежал смертной казни. В 1962 году попытку покушения на его жизнь организовал тогдашний иракский лидер Абдель Керим Касем. В 1963 году после объявления широкомасштабной войны против курдов баасистский режим в Багдаде предложил вознаграждение в размере 100 тысяч динаров (250 тысяч долларов) тому, кто доставит М. Барзани в Багдад живым или мертвым. В 1971-1972 годах уже в условиях достигнутого перемирия багдадские спецслужбы дважды покушались на его жизнь.
    Сама его смерть в США при загадочных обстоятельствах породила разные толки. Известно, что по приглашению аятоллы Хомейни Мустафа Барзани должен был прибыть в Иран 6 марта 1979 года. Планировались его переговоры по курдскому вопросу. Но присутствие Барзани в Иране в качестве «союзника» Хомейни не устраивало многих.
    Барзани был реалистом. Он умел оценить место и значимость как внутренних, так и внешних факторов, определявших судьбу возглавлявшейся им борьбы. Это проявлялось в его умении лавировать в сложной обстановке, использовать в интересах курдского движения противоречия между государствами, разделивших Курдистан. Безусловно, многое в этом деле ему удавалось, и это обеспечивало развитие курдского национального движения. Но справедливости ради следует отметить, что он пожал горечь неудач совершил просчеты.
    Политическая конъюнктура сказалась на оценке деятельности М. Барзани. Во многих публикациях периода «холодной войны» не оспаривается его личная храбрость, преданность делу. Однако его объективная всеохватывающая характеристика так и не сделана до сих пор. Одна из причин этого — недостаточность информации и достоверных знаний о курдах и Курдистане. Другая причина в том, что Барзани — трудный объект для исследования, ибо не всегда укладывается в те жесткие идеологические рамки, которые выстраивала вплоть до недавних пор конфронтация «империалистического Запада» с «социалистическим Востоком». Ему приходилось действовать в условиях глобального противостояния двух мировых общественных систем, где, по словам Бориса Полевого, курды были «разменной монетой в бессовестной политике великих держав».
    В сложнейшей международной обстановке М. Барзани проявил себя искушенным политиком. На Ближнем Востоке сталкиваются интересы самых разных государств, и из тактических соображений он вынужден был маневрировать на этом минном поле, что давало иным наблюдателям повод для легковесных суждений о неустойчивости его взглядов, недальновидности, племенном мышлении, оппортунизме и т.д. Беспочвенность и абсурдность подобных утверждений видны хотя бы из того, что М. Барзани объявлялся исполнителем воли то СССР, то Ирана, то Израиля...
    Трагедия М. Барзани и возглавлявшегося им движения, помимо всего прочего, заключается и в том, что курды находятся в конфронтации не с одним государством, а фактически со всем регионом. Правящие круги входящих в него стран рассматривают курдское движение как главный дезинтегрирующий фактор и согласованно проводят целенаправленную антикурдскую политику.
    В мировой печати широко описаны жестокие, нередко изощренные формы и методы репрессий, которым подвергались и подвергаются не только участники освободительного движения, но и мирное курдское население. Тем не менее это не привело к ожесточению самих курдов. Мустафа Барзани последовательно придерживался линии, согласно которой курды борются не с народами государств, разделивших Курдистан, а с их правящими режимами, угнетающими курдский народ.
    Вся деятельность и политика Мустафы Барзани в огромной степени способствовали международному признанию справедливого, благородного характера курдского национального движения. Недаром в числе горячих сторонников этого движения были всемирно известные авторитеты — Андрей Сахаров, Бертран Рассел, Жан Поль Сартр, Джон Бернал и многие-многие другие.
    Генерал Мустафа Барзани оставил яркий след в истории курдского народа. Его мысли, его дела, его идеалы вдохновляют курдов в борьбе за правое дело.
    В 1976-1979 годах он проживал в США вместе с отцом. После свержения шахского режима прибыл в Иран, воссоединился со своей семьей и возглавил деятельность ДПК и борьбу иракских курдов за автономию. В ноябре 1979 года IX съезд ДПК избрал Масуда Барзани ее председателем.
    В 1979-1988 годах ДПК под его руководством вела вооруженную и политическую борьбу против диктаторского режима в Ираке. В июне 1988 года он вместе с лидерами других национальных партий Иракского Курдистана образовал Национальный фронт Иракского Курдистана. Одной из его главных целей стало активное противодействие кампании геноцида против курдов, проводившегося иракским режимом.
    В сентябре 1988 года посте того, как саддамовский режим применил против мирного курдского населения района Халабджи химическое оружие массового уничтожения, М. Барзани решил подать в отставку с поста председателя ДПК. Однако вновь был переизбран X съездом партии ее руководителем.
    В апреле 1991 года Национальный фронт Иракского Курдистана после поражения восстания курдов инициировал проведение переговоров с иракским режимом. Курдскую делегацию на переговорах возглавлял М. Баразани. После отклонения требований курдов, установления экономической и административной блокады Курдистана со стороны Багдада М. Барзани в 1992 году был одним из инициаторов свободных парламентских выборов в Южном Курдистане.
    В августе 1993 года на XI съезде ДПК он переизбран председателем партии.
    М. Барзани и его семья принесли много жертв ради достижения целей курдского национального движения. Он не видел отца с 12 лет, ибо тот находился в изгнании (жил в Советском Союзе). Ирамвкие спецйпужбы организовали убийство трех его братьев. В 1983 году в числе восьми тысяч курдов, уничтоженных иракскими властями, было 32 человека из рода Барзани. Предпринималось несколько попыток убийства М. Барзани. Шестеро его детей выросли в Иране как беженцы.
    Находясь в водовороте политической борьбы, М. Барзани не смог окончить вуз в Багдаде, но завершил программу обучения в частном порядке.
    Успехи и неудачи курдской национальной борьбы, сложные международные отношения, создающие немалые преграды на пути решения курдского вопроса, играли весьма важную роль в формировании политических взглядов, характера и поведения М. Барзани.
    Он немногословен, осторожен в оценках, отличается корректностью даже по отношению к своим политическим соперникам, избегает резких выражений. Приверженность к реалистичности, неприязнь к максимализму и экстремизму, верность данному слову обеспечили ему авторитет в стране и за рубежом.
    Масуд Барзани - автор нескольких книг об истории курдского национального движения. Он бегло говорит на курдском, арабском, персидском и английском языках.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ КУРДИСТАНА

МАСУД БАРЗАНИ

    Масуд Барзани - один из виднейших деятелей курдского национального движения. Происходит из семьи Барзани, многие представители которой внесли значительный вклад в борьбу курдов за национальное освобождение. Символично, что он родился 16 августа 1946 года в городе Мехабаде (иранский Курдистан), в тот знаменательный день, когда его покойный отец Мустафа Барзани с соратниками основали Демократическую партию Курдистана (ДПК).
    В тот год провозглашена Мехабадская республика — курдское государство, которому, увы, суждено было просуществовать недолго. Вся жизнь М. Барзани прошла в гуще политической борьбы, в которую он вступил 15-летним юношей.
    Масуд Барзани посвятил свою жизнь борьбе за осуществление целей, которые ДПК объявила в 1961 году: установление демократии в Ираке и создание автономии для Курдистана в рамках федерации единого и демократического Ирака.
    Во время драматических событий в Иракском Курдистане в 1963 году 17-летний Масуд Барзани вступил в ряды пешмарга (курдских партизан).
    В 1970 году он был в составе курдской делегации, которая вела с иракским правительством переговоры о заключении соглашения об автономии Курдистана. Вскоре его избрали членом ЦК ДПК, а затем- политбюро партии. После алжирского антикурдского сговора в марте 1975 года между Ираком и Ираном, повлекшего за собой неудачу курдского движения и раскол в партии, Масуд Барзани играл ведущую роль в деле реорганизации ДПК и возобновленипя сопротивлению иракскому режиму.

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СЕКРЕТАРЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЮЗА КУРДИСТАНА

ДЖАЛЯЛЬ ТАЛАБАНИ

    Джаляль Хусамаддин Талабани родился в 1933 году в городе Койсенджаке (Иракский Курдистан). Его отец, Хусамаддин Талабани, был очень уважаемым человеком, имел дервишскую келью-текке (орден Кадырийя) в Койсанджаке, а затем в г. Киркуке.
    Еще до школы Д. Талабани принимал активное участие в общественно-политической жизни, возглавляя молодежную организацию. В 1950 году стал членом Демократической партии Курдистана (ДПК). В 1951 году возглавил организацию ДПК города Киркука. В начале 1952 года был арестован. В 1953 году поступил на юридический факультет Багдадского университета, который успешно закончил в 1958 году.
    В январе 1953 года Д. Талабани был делегатом 3-й конференции ДПК, на которой его избрали членом ЦК ДПК. В том же году он стал Генеральным секретарем Союза студентов Курдистана. В 1953 году вышел первый сборник статей Джаляля Талабани "Значение Союза студентов Курдистана" (ССК).
    В 1954 году он вошел в Политбюро ДПК. В 1955 году Талабани как представитель ССК повещает некоторые страны Западной Европы, СССР и Китай. В 1957 году приезжает в Москву на Фестиваль молодежи и студентов, а также для встреч с Мустафой Барзани. После возвращения в Рак занимает пост главного редактора газеты "Борьба Курдистана", нелегально издававшейся в городе Сулеймании. В 1957 году обратился к правительству Египта с просьбой о содействии в организации курдской радиостанции; эта просьба была удовлетворена.
    В 1958 году как офицер запаса в течении года служил в иракской армии, тогда же переизбран в состав ЦК И Политбюро ДПК и активно участвовал в издании газеты "Хабат" в Багдаде. В 1961 году стал главным редактором газеты "Курдистан" (Багдад) и одновременно руководителем партийной организации Сулеймании. В 1963 году посетил Египет и Алжир, где беседовал с президентами этих государств — Г. Насером и А. Бен-Беллой. Оба президента обещали оказывать содействие курдскому освободительному движению.
    В 1964 году д. Талабани командовал отрядами пешмарга районов Киркука, Сулеймании и Ханакина. В 1967 году на Алжирской конференции арабских социалистов выступил с докладом "О курдах, социализме и арабском союзе".
    В 1970 году женился на Геро Ибрагим Ахмед, дочери известного курдского политика и писателя Ибрагима Ахмеда. Имеет двух сыновей - Бавела (1972) и Кубата (1977). В 19772 году был вынужден уехать из Ирака, жил в Египте, Ливане, Сирии. После поражения курдского движения в 1975 году участвовал в создании Патриотического союза Курдистана (ПСК). В 1977 году вернулся в Курдистан и был избран Генеральным секретарем ПСК.
    В 1988 году активно работал над созданием Национального фронта Иракского Курдистана. В 80-90 годы был делегатом ряда конференций социал-демократов стран Европы.
    В 1990 году по личному приглашению Франсуа Миттерана присутствовал на конференции Социалистической партии Франции. В 1991 году был делегирован на Конгресс иракской оппозиции, состоявшийся в г. Бейруте и Дамаске. Приложил большие усилия для организации Национального конгресса Ирака.
    С 1977 года Д. Талабани постоянно живет в Курдистане вместе с женой, которая возглавляет Организацию защиты детей Курдистана. Благодаря ее усилиям в 1995-1996 годах была проведена реставрация крепости Эрбиля — памятника истории и архитектуры. Джалял Талабани владеет курдским, арабским, персидским, английским и французским языками.
    Д. Талабани — автор многих статей, опубликованных в курдских и арабских газетах. Его перу принадлежит ряд книг, в том числе "Курдаяти" (о курдском освободительном движении, 1959), "Восставший Курдистан" (1963, на арабском и курдском языках), "Социализм, национальный вопрос и курдсвкая проблема в Ираке" (1967, на арабском языке), "Курдистан и курдское освободительное движение" (1969, на курдском и арабском языках), "Патриотически^ прогрессивный фронт" (1970, на арабском языке), "ПСК - почему ?» (1975, на арабском языке), "И будущее, и демократия, и лишение народа права даже мечтать" (1987, на арабском языке).


ЛИДЕРЫ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ КУРДИСТАНА

Председатель Рабочей партии Курдистана АБДУЛЛА ОДЖАЛАН

    Абдулла ОДЖАЛАН - Председатель Рабочей Партии Курдистана (РПК), председатель Фронта национального освобождения Курдистана (ФНОК), признанный лидер курдского народа, родился в 1948 году в деревне Омерли уезда Хальфетин, вилайет Урфа в семье крестьянина. Его отец Омар вел скромный образ жизни и с трудом содержал семью.
    Абдулла Оджалан окончил начальную школу в деревне Джибин уезда Хальфети, жители которой были репрессированы и депортированы в период Первой мировой войны.
    Оджалан с раннего детства понимал, что в Турции ассимилируют и уничтожают не только курдов, но и другие народы. Будучи интернационалистом, он не придавал значения своему этническому происхождению. Позже он говорил, что включился в борьбу за освобождение своего народа не потому, что он курд, а потому, что он по своим убеждениям социалист.
    В поисках знаний юный Оджалан рано покинул отчий дом и поехал к родной сестре в город Низина, где начал активно искать средства для продолжения обучения. Для этого он работает на предприятиях, участвует в уборке урожая, зарабатывая в день по 5 лир. В Низине А. Оджалан получает среднее образование.
    Под впечатлением событий военного переворота 27 мая 1960 года А. Оджалан принимает решение стать военным, чтобы бороться против несправедливости жестокости турецкой военщины. Позже, в 1969 году, А. Оджалан окончил ремесленное училище, после чего переехал в город Диярбакыр и поступил на государственную службу. Здесь он работал землемером и занимался земельным кадастром. Но вскоре он оставляет эту работу и переезжает в Стамбул.
    В конце 1970 года Оджалан поступил на факультет политических наук университета Анкары. Там он сближается с прогрессивной турецкой и курдской молодежью. С этого времени начинается новый этап его биографии. Тогда же он знакомится с представителями Партии народного спасения Турции («Тюркие Халк куртулуш Партией»). В апреле 1972 года А. Оджалан и его друзья проводят митинг протеста против расстрела мирных граждан в Кызылдере. 7 апреля 1972 года турецкие полицейские арестовали участников митинга, в том числе и А. Оджалана. В течение семи месяцев он находился в тюрьме Мамак, где пришел к окончательному выводу, что против антинародного режима можно бороться лишь в условиях сплоченности и единства. Деятельность прогрессивных организаций была жестоко подавлена. Однако после выхода на свободу А. Оджалан не прервал связи со своими курдскими и турецкими единомышленниками.
    В Стамбуле и Анкаре его сторонники создали новые организации, ставившие задачу борьбы против тоталитаризма и военного режима, захватившего власть в результате переворота 12 марта 1971 года. А. Оджалан все больше приходил к выводу, что серьезные задачи невозможно решать с наскока, за счет одного лишь юношеского задора. Он понимал, что нужно начинать активную борьбу за права курдского народа, что станет существенным фактором для торжества демократических принципов и норм во всей Турции. В течение последующих четырех лет (1972-1976 гг.) А. Оджалан принимал активное участие в деятельности турецких и курдских прогрессивных организаций. Он стал одним из видных руководителе «АнкарсКого демократического общества высшей школы» («Анкара демократик юксек ойреним дернейн») в 1973 году. Оджалан создал собственную группу из молодых патриотов.
    В 1975 году «Анкареское демократическое общество высшей школы» было запрещено властями Турции. С тех пор А. Оджалан и его соратники стали расширять круг своих сторонников. Зимой 1975-1976 гг. А. Оджалан написал «Манифест курдистанской революции», в котором были определенщ, основные принципы новой организации. В апреле-мае 1977 года А. Оджалан посетил многие населенные пункты Курдистана. Работа среди народных масс убедила А. Оджалана и его сторонников в том, что необходимо создать политическую партию, защищающую интересы народов Курдистана. 27 ноября 1978 года в деревне Фис уезда Лидже (Северный Курдистан), благодаря самоотверженным усилиям группы курдских студентов, объединившихся еще в начале 70-х годов, прошел учредительный съезд Рабочей партии Курдистана (РПК). Съезд избрал Абдуллу Оджалана Председателем РПК. Под руководством А. Оджалана в июле 1981 года состоялась первая конференция РПК. В ней приняли участие 80 членов партии и руководителей курдского движения. По словам А. Оджалана, эта конференция положила начало новому этапу курдского освободительного движения в Турции.
    В августе 1982 года под руководством А. Оджалана состоялся второй съезд РПК. В отчетном докладе Центральный Комитет РПК подверг серьезной критике деятельность отдельных членов партии, определил задачи на перспективу, призвал курдских патриотов готовиться к вооруженному выступлению в случае, если мирные методы не вынудят турецкое правительство признать права курдов. Отказ турецких властей признавать законные права курдского народа и жестокое преследование за политические взгляды вынудило руководство РПК — в августе 1984 года встать на путь вооруженной борьбы.
    В марте 1985 года по инициативе А. Оджалана и его сподвижников создается Фронт национального освобождения Курдистана (ФНОК) с целью проведения политической и дипломатической работы за пределами Курдистана.
    На третьем съезде, состоявшемся в октябре 1986 года, было принято решение о создании Армии освобождения народа Курдистана (АОНК). По инициативе А. Оджалана в мае 1990 года прошла Вторая Конференция РПК, которая определила политические, военные и экономические задачи партии на последующие годы. В декабре 1990 года под руководством А. Оджалана состоялся четвертый съезд РПК, на котором были рассмотрены вопросы, связанные с определением тактики и стратегии партии. Важное место в развитии национально-освободительного движения Курдистана было отведено в политическом докладе А. Оджалана на пятом съезде РПК, состоявшегося в июне 1995 года. В докладе А. Оджалан уделил внимание таким важным вопросам, как политико-идеологические проблемы РПК, состояние национального самосознания народа в условиях «специальной войны», организованной властями Турецкой Республики.
    Абдулла Оджалан — не только политический руководитель, но и теоретик современного национально-освободительного движения, автор многих фундаментальных работ по социальным и национальным проблемам. Его труды переведены на многие языки народов мира, в том числе и на русский язык. В 1994 году в Ереване вышла в свет книга Оджалана «Проблема личности в Курдистане, особенности революционного борца и партийная жизнь». Этот труд знакомит читателей с жизнью и борьбой курдского народа за свободу и социальный прогресс, с ролью личности борца и Рабочей партии Курдистана. В ней анализируются проблемы стратегии и тактики партии, социально-политическое положение курдского общества, разоблачается ассимиляторская политика турецких правящих кругов.
    В 1997 году в Москве была издана книга А. Оджалана «Социализм и роблемы революции», которая была подготовлена на основе его отдельных выступлений по теоретическим и политическим вопросам. В 1998 году в Москве на русском языке был издан третий труд А. Оджалана «Курдистанская действительность с XIX века по настоящее время и движение РПК». В нем разоблачается сущность политики геноцида в отношении нетурецких народов (курдов, армян, греков, арабов, ассирийцев и др.), находившихся под жестоким гнетом турецких ассимиляторов, и дается анализ социально-экономических процессов на Среднем Востоке, в Турции и Курдистане.
    В своих трудах лидер РПК уделяет особое внимание русско-курдским связям и подчеркивает, что Россию и Курдистан объединяют общие стратегические и геополитические цели. Курды всегда считали Россию своим другом и союзником, в своей борьбе ориентировались на Россию как защитника угнетенных народов. Начиная с 1993 года Оджалан трижды выступал с мирными инициативами и в одностороннем порядке прекращал боевые действия, тем самым давая возможность турецкому правительству рассмотреть вопрос о мирном решении курдской проблемы. 17 марта 1993 года на пресс-конференции, проведенной в ливанском городе Бар-Элиасе, курдский лидер подчеркнул, что РПК стремится развивать взятый политический курс на мирное, демократическое урегулщювание*курдского вопроса. В настоящее время А. Оджалан активно проводит политику по мирному, политическому решению курдской проблемы в рамках международного права.

 





 |  Домой  |  Контакты  |  Планета Крым  | Copyright (c) 2005, spitsa
Hosted by uCoz