История курдов живо связана с историей других народов, которые
на протяжении веков сменяли друг друга на такой полной драматизма
исторической арене, как Западная Азия. Судьба курдского народа.«ложилась
так, что после падения государства Мидия (VI в. до н.э.) курдам
никак не удавалось создать свое единое общенациональное государство.
Их родина была ареной бесконечных войн чужеземных захватчиков ,
главным образом между
шахским Ираном и Османской империей. Но курдский народ никогда не
склонял своей головы перед врагами. В течение многих веков он вел
борьбу за национальную независимость, за сохранение языка, самобытную
древнюю культуру.
Сегодня мало кто знает, что цивилизация в Западной Азии возникла
благодаря древнейшим предшественникам курдов. Об этом говорится
в трудах знаменитых древнегреческих и древнеримских авторов — Геродота,
Тита Ливия, Птолемея, Страбона, Плутарха, Ксенофонта и армянских
авторов - Матвея Эдисского и Моисея Хоренского (V век), а также
арабских средневековых сочинителей.
Археологические находки в Междуречье (реки Тигр и Евфрат) последних
лет — каменные памятники, отражающие штрихи древней культуры предков
курдов, дают основание полагать, что они относятся к цивилизации,
появившейся раньше шумерской. А шумеры жили в Месопотамии 4500—4000
лет до н. э.
С точки зрения известного ученого Н.Я. Марра, курды сохраняют элементы
древней культуры Передней Азии. Хотя вопрос о происхождении курдов
нуждается в дальнейшем исследовании, но и теперь, судя по шумерским
и вавилонским письменным источникам, ясно, что курды являются потомки
древних мидийцев. Концепции мидийского происхождения курдов придерживается
в своих исследованиях также и известный курдолог В. Минорский. Другие
известные ученые-востоковеды Нельдеке, М. Гартманн, Вейсбах подтверждают
мнение античных авторов, в частности Страбона, что кирти или курти,
которые жили в Малой Мидии и Персисе, были курдами.
Важное географическое и стратегическое положение Курдистана привлекало
внимание соседних государств, которые стремились покорить его. После
падения мидийского государства (VI в. до н.э.) Курдистан стал ареной
бесконечных войн. С VII по IX век он оказался в составе арабского
халифата.
Но, как пишет английский курдолог А. Сафрастян, «курды не покорились
арабам, оккупировавшим их территорию». В XI веке на территорию Курдистана
из Средней Азии вторглись племена кочевников — тюрок и монголов.
Независимые курдские княжества Шахрезур и Мерванидов были разгромлены
монголами и турками-сельджуками.
Курды достигли своего могущества при великом Салах-Эддине (Саладин)
— курда из Эрбиля, который успешно сражался с крестоносцами. Объединяя
курдов Юго-западного Курдистана в XII веке, он создал Аюбитское
государство. Многие независимые курдские государства, такие как
Шедадидское и Хасанавендское, были образованы в средние века, когда
власть халифов оказалась ослабленной. Многочисленные курдские феодальные
государства, на которые делился Курдистан в средние века, лишь номинально
входили в состав деспотических монархий. Они сохраняли свою независимость.
В 1514 году после Чалдыранской битвы Курдистан был разделен между
Турцией и Ираном. В 1639 году этот раздел был «узаконен» договором
между ними в Касре Ширин. Этот раздел сохранился вплоть до 1918
года. Однако фактически эти государства овладели Курдистаном лишь
во второй половине XIX века. С этого времени начинается новый этап
борьбы курдского народа за независимость — против Турции и Ирана.
Эта борьба вылилась в многочисленные восстания, такие как восстание
под руководством курда Абдурахман-паши (1806 г.), восстание 1815
г. и другие. Курды боролись против турецких властей и во время русско-турецкой
войны (1828—1829). В 1827 году в результате мощного восстания под
руководством Махмед паши Ревандузи была провозглашена независимость
страны. Это восстание намного облегчало победу русских войск над
турками.
В ходе Крымской войны 1853—1856 гг. курды вновь продемонстрировали
стремление добиться свободы: курдская конница в количестве двух
полков в составе российской армии наносила стремительные удары по
турецким войскам. Вооруженные выступления против турецкого режима,
в частности, усиливаются во время русско-турецкой войны 1877-1878
гг. Курды в союзе с ассирийцами захватили территорию от Мехабада
и Урмии до Шамзинана.
В истории освободительной борьбы курдов достойное место занимает
также восстание 1880 г. под рукрводством шейха Обейдулы, которое
преследовало цель добиться независимости Курдистана. Богатый фактический
материал об этом восстании содержится в книге П.И. Аверянова «Курды
в войнах России с Персией и Турцией в течение XIX столетия», изданной
в Тифлисе в 1900 г.
В XX векв|рредй многочисленных восстаний курдского народа наиболее
значительными являются вооруженные восстания в провинции Кочгери
(1920 г.) во главе с Али-шером, восстание под руководством шейха
Сайда (1925 г:), в Агри и Залане (1930 —
1935 гг.), Сайда Реза (1937—1938 гг.) Однако они потерпели поражение,
поскольку имели локальный характер и не переросли в общенациональное
движение. Для них характерны неорганизованность и отсутствие общего
политического руководства.
В начале XX века в связи с ростом национально-освободительного движения
на Ближнем и Среднем Востоке курдские лидеры предпринимали шаги
к созданию политических организаций. Первым шагом на этом пути стало
издание печатных изданий на курдском и турецком языках. Еще в 1898
году в Каире начинает издаваться газета «Курдистан», затем был организован
выпуск газеты «Хетави-курд»(«Солнце курдов»). В 1910 году группа
курдских студентов-юристов создает общество «Хива Курд» («Надежда
курдов»), которое стало издавать ежемесячный журнал под названием
«Рожа Курд» («Курдский день»).
В годы I Мировой войны (1914—1918) курды придерживались в основном
русской ориентации. Известный курдолог В. Никитин в своей книге
«Курды» приводит многочисленные факты об этом. Он пишет, что Камиль-бей-Бадырхан
из Бохтана в 1916 году в Тифлисе изложил курдские национальные идеи
великому князю Николаю, наместнику Кавказа и главнокомандующему
русско-турецкого фронта. Выяснилось, что тогдашнее русское правительство
не занимало в отношении курдов ясной и определенной позиции. Курдская
проблема переплеталась с перспективой создания Армении как независимого
государства. В ходе I Мировой войны державами Антанты, куда входила
в то время и Россия, был впервые поставлен вопросе необходимости
автономии Курдистана. Такую автономию гарантировал Севрский мирный
договор (10 августа 1920 г.), подписанный Турцией и державами Антанты.
Однако победа кемалистского движения в Турции перечеркнула этот
договор. На смену Севрскому пришел Лозаннский договор (24 июля 1923
г.), согласно которому произошел новый раздел Курдистана, на этот
раз между Турцией, Ираном, Ираком и Сирией. Хотя Севрский договор
остался только на бумаге, тем не менее он знаменовал собой очень
важный поворот в развитии курдской проблемы. Впервые в истории в
дипломатическом документе подвергся рассмотрению вопрос об автономии
Курдистана. С этого времени курдская проблема приобретает все большее
международное значение. Утвердившись у власти, Кемаль Ататюрк начал
активно проводить политику насильственной ассимиляции и тюокизации
нетурецких народов, населявших нынешнюю территорию Турции, под лозунгом:
«Одна страна — одна нация», «Единство» турецкой нации было зафиксировано
во всех турецких конституциях, включая и ныне действующую. На практике
любые проявления национального самосознания нетурецких народов рассматривались
как сепаратизм и жестоко карались. Особенно тяжелый удар был нанесен
по курдам. Курдский язык, курдские обычаи, сами понятия «курд» и
«Курдистан» были запрещены. Курды были объявлены «горными турками»,
утратившими свою национальную идентичность. Курдский язык считался
(и считается до сих пор) смесью из турецкого, персидского и арабского
языков. В 1928 году был принят Акт о переселении, предусматривавший
принудительную депортацию курдского населения в чисто турецкие районы.
Вспыхивавшие в результате таких мер курдские восстания топились
в крови. Всего с 1925 по 1940 годы только в Северном Курдистане,
где проживало и проживают около 20 млн. курдов, произошло 27 восстаний.
В ходе их подавления было убито до 1 миллиона человек и столько
же депортировано во внутренние районы Турции. Обучение велось исключительно
на турецком языке.
Проводилась политика грубой ассимиляции. В экономику Курдистана
не производилось никаких инвестиций, и область пребывала в состоянии
глубокого упадка. После того, как Южный Курдистан вместе с Ираком
оказался под мандатом Англии, курды вели активную борьбу за признание
своих национальных прав. Между 1919 и 1930 годами шейх Махмуд Барзанджани
из Сулеймании, который объявил себя королем Курдистана, возглавил
национально — освободительное движение курдов в Южном Курдистане.
Однако это движение не привело к победе. В начале 30-х годов вспыхнуло
новое восстание под руководством Ахмеда Барзани в провинции Барзан.
В свою очередь, курды Сирии, оказалась под французским мандатом.
Они находились под впечатлением антикурдской политики турецких властей,
направленной на насильственную ассимиляцию и физическое уничтожение
своих братьев по крови. Юго-западная часть Курдистана в современной
истории курдов — развитая в культурном отношении область. Именно
здесь выдающиеся курдские просветители братья Бадирхан издавали
журнал «Хавар» и вели большую просветительскую работу среди курдского
населения. Курды этого региона вносят большой вклад в национально-освободительное
движение, в борьбу за свободу и независимость курдского народа.
Положение курдского народа во время II Мировой войны характеризовалось
тем, что 13 января 1946 года в Мехабаде (Восточный Курдистан) при
содействии СССР была провозглашена Курдская (Мехабадская) республика
во главе с Кази Мухаммадом. Она просуществовала недолго.
После жестокого подавления многочисленных курдских вооруженных восстаний
турецким кровавым режимом в Северном Курдистане в 20-е - 30-е годы
центр национально - освободительной борьбы перемещается в Южный
Курдистан. Здесь борьба развертывалась*под руководством Демократической
партии Курдистана (Ирак) во главе с ее лидером Мустафой Барзани.
Партия добивалась предоставления Южному Курдистану статуса автономии
в рамках единого иракского государства. Однако достичь позитивных
результатов не удалось. Провозглашенный в 1974 году Курдский автономный
район не отвечал интересам курдского народа. Основная часть территории
Курдистана осталась вне пределов автономного района. Естественно,
курды отвергали навязанную им формальную автономию. В 1974 году
иракское правительство вновь начало широкомасштабную войну в Курдистане.
В результате погибли десятки тысяч мирных жителей, были снесены
с лица земли более 4 тысяч курдских деревень. В 1988 году саддамский
фашистский режим применил запрещенное международным сообществом
химическое оружие в курдском городе Халабджа, где было уничтожено
более 5 тысяч мирных жителей, 20 тысяч стали инвалидами и сотни
тысяч - беженцами. В 80-е годы Южный Курдистан превращается в арену
боевых действий между Ираном и Ираком.
В 1991 году во время войны в Персидском заливе курды, спровоцированные
США и странами Западной Европы, восстали против центральных властей
и объявили о создании федерального государства в составе Ирака,
но они в очередной раз оказались обманутыми, в результате чего десятки
тысяч людей погибли, сотни тысяч оказались без крова и стали беженцами.
Эта политика — политика разыгрывания курдской карты и массового
уничтожения курдов в Южном Курдистане — продолжается и сегодня.
В истории национально-освободительной борьбы курдского народа начался
новый этап, когда с 70-х годов на сцене появилась новая организация
— Рабочая партия Курдистана (РПК) во главе с Абдуллой Оджаланом.
Выход РПК на политическую арену способствовал быстрому росту национального
самосознания курдов на основе идеи освобождения Курдистана. РПК
— мощная военно-политическая сила, которая сегодня возглавляет общенациональное
вооруженное освободительное движение курдского народа. Ее авторитет
и влияние все шире распространяются среди населения всех частей
Курдистана и курдов, проживающих вне пределов страны.
В течение многих веков курды создали свою национальную культуру
и письменную литературу. Древнейшие литературные памятники курдского
народа имеют более чем тысячелетнюю историю. В Сулеймании, например,
найдены фрагменты поэмы неизвестного автора («Сулейманийский пергамент»),
относящиеся к VII веку.
Душа курдского народа раскрывается также в его богатом фольклоре.
Курдский фольклор по разнообразию жанров и сюжетов занимает одно
из первых мест среди фольклора народов мира. Великой скорбью проникнуты
траурные песни и причитания, в которых отражены многовековые страдания
курдов. Глубокая народная мудрость сквозит в курдских пословицах
и поговорках.
Небольшая часть курдов (около 1 миллиона) проживает на территории
бывшего СССР. В годы Советской власти для них был создан алфавит
на основе русской графики.
По своей религиозной принадлежности подавляющее большинство курдов
— мусульмане-сунниты. Незначительная часть курдов является приверженцами
другого направления ислама — шиизма. Среди курдов существуют и религиозные
секты, такие как ахл-и-хакк (али - илахи). Для курдов чужд нынешний
исламский фундаментализм. Часть курдов сохранила свою древнюю религию
— езидизм, языческую веру (зардашт).
Курды-езиды в основном проживают в провинции Мосул (Южный Курдистан)
в районе Шейхан, где находится центр языческой веры Лалеш. В странах
СНГ курды-езиды проживают в основном в Армении, в Грузии и России.
В последние 20 лет из Северного Курдистана (Турция) многие курды
эмигрировали в страны Европы, главным образом в Германию. Их число
в настоящее время достигает 2 миллионов. Среди них много приверженцев
езидизма. Среди курдов есть и христиане. Ислам в Курдистане был
распространен насильственным путем. В период исламизации в Курдистане
было уничтожено более 250 книг, рукописей и других памятников древней
истории и культуры курдов. Если арабы, турки, персы и другие народы
принимали ислам с целью использования его для укрепления своей государственности
и захвата чужих земель, то в Курдистане внедрение ислама привело
к распаду единой курдской веры, к деградации курдской национальной
культуры, к разделению территории Курдистана и разобщению его народа.
Религиозное многообразие исторически замедляло процесс общенациональной
и политической консолидации курдского народа. Оно использовалось
и ныне используется его внутренними и внешними врагами. Однако в
наше время - в период бурного роста общекурдского освободительного
движения — религиозные различия не имеют для курдского народа определяющего
значения. Главная задача — это борьба за независимость.
|