Праздник езидской религии.
Одним из признаков, определяющих нацию, народ, является религия
как составная часть материальной и духовной культуры.
Религия всегда оставалась великой руководительницей езидов. Езидизм
— самая замкнутая из языческих религий, и по сей день сохранила
своеобразие и индивидуальность. Благодаря этому все каноны и правила
езидизма выполняются его последователями очень строго и сохранились
до настоящего времени почти без измерений.
Это объясняется социально-политическими и экономическими условиями,
в которых проживал и сохранял свое существование курдский народ.
Великие потрясения, выпавшие на долю курдов икало изменили внутренний
строй их жизни. И спустя тысячелетия мы находим у этих храбрых непокорных
людей те же самые политические условия, те же нравы и жизненные
воззрения. Особенно они сохранились среди курдов-езидов.
Езидизм — это первоначальная древняя вера курдов. Он возник тысячелетия
назад и безраздельно господствовал в Курдистане среди всего курдского
народа. С появлением христианства и мусульманства влияние езидской
религии постепенно ослабло, и уже в конце XIX века большинство курдов
в государствах, под господством которых находился Курдистан, насильственно
было обращено в ислам. Только небольшая часть курдов, активно сопротивлявшихся
исламу, смогла сохранить свою первоначальную веру, обычаи, нравы,
обряды и т.д.
С тех пор, как появился езидизм, курды-езиды отмечают один из своих
наиболее распространенных религиозных праздников - праздник езидов
— праздник создания мира.
Этот ежегодный праздник празднуют во второй половине декабря. Пятница
в середине декабря является святым днем праздника. Согласно езидской
мифологии, именно в первый день этой недели была создана Земля.
Декабрь по-курдски называется канун (Капйп). Праздник считается
действительным, свято-совершенным тогда, когда отмечается именно
в пятницу середины декабря, то есть праздник незаконен, если он
не празднуется именно в этот день).
Учение езидизма гласит, что сотворение Мира Бог совершил посредством
семерых своих ангелов. Во главе этих ангелов после Бога стоит Малаке
Таус (ангел-павлин). Третья сила после Бога и Малаке Тауса — это
Солнце. Эти три силы с помощью семи ангелов начали сотворение мира
в субботу, а завершили — в воскресенье. В понедельник земля получила
воду и воздух — с помощью ангелов женского рода. Во вторник, среду
и четверг езиды проводят пост в честь Бога, сотворившего мир, который
регулируется через устойчивые системы управления независимо от человеческого
разума. Эти торжества езиды проводят не только ради себя, но и ради
всех народов мира как знак благодарности и служения Богу и его ангелам.
Об этом напоминается в маленькой брошюре из 24 страниц на индийском
и курдском языках написанной древнекурдским алфавитом, которая датируется
5000 г. до н.э. и хранится ныне в главном езидском святилище — Лалеше.
Данные факты рассказал автору статьи один из служителей Лалеша Кочак
Ибрагим.
В молитвах езидских праздников прослеживается мысль о том, что последователи
езидизма появились на земле раньше других людей. Они прежде всех
ощутили и осознали сверхъестественную силу природы, выраженную абсолютной
идеей Бога, который сотворил все живое на земле. Абсолютная идея
— Бог вечно жива, обладает неограниченной силой, определяет объективные
законы развития природы и человеческой жизни и через ангелов мира
регулирует эти законы.
Сохранение чистоты — как телесной, так и душевной — одна из характерны!
черт езидизма. Это следует понимать как действительную нравственную
непорочность, как созидательный идеал. Поэтому езиды встречают праздник
сотворения мира в идеальной чистоте. Они готовятся к празднику за
неделю. Проводят генеральную уборку своих домов, моют и стирают
все — начиная с одежды и заканчивая движимым и недвижимым имуществом
семьи, стараются завершить недоделанные дела до начала праздника,
стараются избегать ссор, быть сдержанными, вежливыми по отношению
друг к другу, исправлять ошибки и искупать свои грехи, не лгать,
взрослые — быть честными перед семьей, выполнять свои обязанности,
дети, подростки — быть честными, правдивыми, добрыми, исполняют
все обязанности богослужения. Нужно встретить праздник с чистой
душой, без грехов, чтобы по ту сторону мира занять свое место в
раю. Праздник езидов — своего рода школа воспитания, которое традиционно
передается из поколения в поколение. Таким образом, чистота — это
характерная черта каждого езида. Все люди морально и психологически
готовят себя к этому торжеству. Покупают те продукты, которые не
запрещены езидской религией, в зависимости от финансовых возможностей
семьи. В дни праздника каждая семья старается приготовить самые
вкусные, разнообразные национальные блюда. Пост начинается во вторник
и продолжается три дня. На четвертый день — в пятницу — начинается
праздник. Многие езиды начинают поститься с понедельника — в знак
уважения и преданности езидизму и чтобы показать свою набожность.
В дни поста едят в ночное время — вечером, после захода солнца,
и ранним утром, перед рассветом, около 5-6 часов утра. Пост должен
совпадать с расположением Луны, то есть эти ночи, особенно ночь
перед праздничным утром должны совпадать с видением светлой или
частично светлой Луны. В дни поста взрослые и подростки (добровольно)
днем не едят, не пьют и не курят. Однако ближе к утру, примерно
в 5 или 6 часов утра, пока еще темно, члены семьи просыпаются, встают,
умываются, молятся и начинают ночную трапезу, по-курдски «пашив».
Некоторые, особенно пожилые, обходятся без пашива, полагая, что
этим они полностью исполняют свои религиозные обязанности: после
смерти, когда из материального мира отчужденная душа попадет в потусторонний
мир, она будет чистой. Если какая-то семья опоздает на ночную трапезу
к рассвету, то они пропускают день служения, употребляют днем пищу,
но этот день не входит в их счет служения, но многие предпочитают
обходиться без пашива.
Хозяйки готовят вкусные блюда для ужина. Перед заходом солнца из
общей еды выделяют долю покойных родственников и оправляют в соседние
дома или в нищие семьи. Эти блюда не отправляют после того, как
солнце зайдет, так как в езидизме считается, что после захода солнца
все дороги и ворота потустороннего мира закрываются и еда, которую
души покойных так ждут, не сможет до них дойти.
После захода солнца все члены семьи умываются, молятся, вместе садятся
за стол на ужин, который называется фтар. За столом каждый произносит
слова «О Великий Господь, прими мою службу!». Такое торжественное
служение продолжается все дни поста. Последний вечер фтара — в четверг
После фтара все знакомые, родственники, соседи, односельчане под
предводительством шейхов собираются в доме тех, кто в этом году
отошел от физической жизни (скончался по различным причинам), и
выражают свое уважение семье, близким и родственникам покойных.
Затем, на следующий день — в пятницу — начинается торжественное
посещение домов шейхов, пиры, а затем ходят в гости в дома своих
родственников, близких, друзей. Все поздравляют друг друга с праздником.
Весь день проходит народное гулянье, иногда играет музыка.
Ниже - по материалам сайта «Новый Курдистан»
http://kurdstory.narod.ru/rfr.html
ЕЗИДИЗМ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЕЗИДОВ
На протяжении многих веков езиды скрывали свои религиозные представления.
Они продолжали придерживаться религии своих предков и тайно отправляли
культы, устно передавая основы вероучения. Устные предания передавались
из поколения в поколения в виде устных преданий, многие из них забыты,
некоторые исказились или подверглись влиянию других религий, но
их большая часть дошла до сегодняшних дней.
Езидизм - одно из вероисповеданий, встречающееся среди курдов -
с давних времен привлекал к себе особое внимание. Многие путешественники,
проезжавшие по территории проживания курдов-езидов, рассказывали
о езидах, но в основном об их нравах и обычаях. Что же касается
самой сущности езидской религии, то почти всегда она оставалась
для европейцев недосягаемой тайной. Объясняется это во многом тем,
что большинство приверженцев этой религии скрывали своё вероисповедание
от иноверцев.
В последнее время ведётся активное изучение езидизма европейскими
и курдскими учёными. Появляется тенденция к религиозному просвещению
езидов и печатается езидская литература на курдском языке. Например,
в Ираке издаются своего рода пособия по изучению езидизма с приложением
описаний обрядов, молитв, религиозных гимнов.
Езиды проживают в основном в Ираке (особенно в горах Синджара,
где находится Лалеш - святыня всех езидов), в Турции, Сирии. Небольшая
их часть живёт в Иране, преимущественно на северо-западе, в районе
городов Маку и Хой, а также в Грузии, Армении, России, Германии,
Франции, Бельгии, Голландии и других странах. Езиды являются носителями
северного диалекта курдского языка – курманджи. Сами приверженцы
этой религии называют себя эзди, а не езид, в честь Султана Эзида,
«праотца» езидов.
Некоторые авторы для определения езидизма используют термин “секта”,
однако здесь и далее будет употребляться термин “религия”, а не
секта, поскольку автор данной статьи придерживается мнения акад.
Н.Я.Марра о том, что езидизм является собственно курдской религией,
исповедовавшейся большей частью курдов до того, как они приняли
ислам.
До сегодняшнего дня не выработано единого мнения относительно происхождения
езидизма и этот вопрос остается дискуссионным и нуждается в глубоком
научном исследовании. Некоторые придерживаются теории крупного исламоведа
Микель Анджело Гуиди, автора гипотезы о мусульманском происхождении
езидизма. Однако многие учёные не соглашаются с этим мнением, утверждая,
что курды-езиды никогда не были мусульманами и езидизм исповедовался
большей частью курдов до того, как они были приобщены к исламу.
Ряд исследователей считает, что езидизм датируется раннехристианским
периодом, точнее, его корни простираются в период до 2000 г. до
Р.Х. Поклонение солнцу и огню у езидов даёт основание говорить об
элементах зороастризма в езидизме. Этой точки зрения придерживаются
многие авторы. Так, например, С.А.Егиазаров в связи с этим пишет:
«Очень вероятно, что езиды в отдалённом прошлом были последователями
Зороастрова учения, подвергшегося впоследствии значительному изменению».
Действительно, изучение источников по этим двум религиям позволяет
говорить, что зороастризм серьёзно повлиял на езидизм. Как нам представляется,
езидизм и другие религиозные течения в Курдистане корнями восходят
к единой древнекурдской религиозной системе, близкой к народному
зороастризму. До сих пор религия езидов сохраняет многочисленные
обряды и поверья, связанные с древними курдскими верованиями.
Религиозная доктрина езидов изложена в двух священных книгах –
«Джилва» («Книга Откровения») и «Масхафе Раш» («Чёрная книга»),
написанных особым шрифтом, на южном диалекте курдского языка, близком
к мукри. Письмо в езидских (как и в зороастрийских) представлениях
– вместилище потаённой премудрости, а таинство веры следует блюсти
от своих мирян и иноверцев. По этой причине они не имели всеобщего
распространения и, можно сказать, что религия езидов практически
бесписьменная. Она живёт как словесная традиция, передаваемая из
поколения в поколение.
Огромное значение для изучения и описания езидизма имеют так называемые
кавлы и бейты. Кавлы - гимны, часть религиозного учения, бейты –
песенные отрывки из мифологических поэм. Они представляют собой
богатейший материал для изучения религии езидов. Охарактеризовать
представления езидов о Боге достаточно сложно. Ясно одно: езидизм
- это монотеистическая религия. Некоторые учёные утверждают, что
у езидов нет определённых молитв и жертвоприношений непосредственно
Богу. На самом деле они есть, но их немного.
В езидизме совершенно определённо указано, что Бог только Творец
вселенной. Правление миром предоставляется семи ангелам, созданным
им. В этой религии Творец представляет всемогущего создателя мира,
совершенно устранившегося от него и от его дел. По мнению А.А.Семенова,
концепция Бога у езидов в некоторой степени похожа на идею Платона
об Абсолюте.
Важное положение в езидизме занимает образ Мелек-Тауза. С ним связаны
наиболее противоречивые сведения. Некоторые авторы считают, что
Мелек-Тауз - олицетворение зла, а езиды - поклонники дьявола. Однако
эти вымыслы не имеют ничего общего с представлениями самих езидов
об этом божестве. Мелек-Тауз был первым из семи ангелов, созданных
Богом. «И поставил Бог Мелек-Тауза правителем над всеми». Он занимает
высокое положение в езидской космогонии. Другие учёные сравнивают
его с Демиургом гностиков, поскольку в «Масхафе Раш» Бог говорит
ему: «Я вложил всю материю в твои руки». У езидов Мелек-Тауз олицетворяет
собой две стороны огня - огонь как свет и огонь как пожар, то есть
одновременно Добро и Зло. Если каждый человек представляет собой
смешение плохого и хорошего, то каждый езид носит в себе часть Мелек-Тауза.
Немилость Бога к нему объясняется по-разному и имеет несколько истолкований.
По одной из версий, Мелек-Тауз отошел от Бога из гордости, не желая
поклониться созданному человеку. По другой легенде, это неповиновение
объясняется его особой преданностью Богу.
Для езидизма определяющим фактором в его реформировании и приспособлении
к новым историко-культурным реалиям оказались учение и личность
Шейха Ади. Его образ занимает важное место в религиозной традиции
курдов-езидов. Шараф ад-Дин Абу л-Фадаил Ади б. Мусафир б. Исмаил
б. Муса б. Марван б. ал-Хасан б. Марван родился между 1073 и 1078
годами в Бейт-Фаре, в области Баальбек, что в долине Бекаа (ныне
Ливан). В юношеском возрасте Шейх Ади отправился в Багдад. Он был
знаком с известными суфиями того времени ал-Газали и Абд ал-Кадиром
ал-Гилани. Шейх Ади оставил после себя несколько трактатов и касыд.
Покинув Багдад, он перебрался в горы Хакяри (то же, что и Бахдинан),
где когда-то правил Марван II.
На сегодняшний день большинство исследователей склоняются к тому,
что Шейх Ади б. Мусафир пришёл в курдские горы из Сирии (Шама).
Об этом же свидетельствует езидская религиозная традиция. Например,
в религиозном гимне «Mala bava» говорится:
«Шейх Ади пришёл из Шама,
В Лалеше [начал] творить деяния».
Шейх Ади скончался в Лалеше в 1162 г. в преклонном возрасте.
В представлениях езидов Шейх Ади не просто историческая личность
и реформатор езидизма. Он считается вторым по значению божеством
после Мелек-Тауза. Как гласит легенда, не имея ни отца, ни матери,
он был послан Мелек-Таузом научить избранный им народ, чтобы тот
не сбился с пути. Шейх Ади не умер и никогда не умрёт. Поверье езидов
о том, что после своей смерти он вознёсся на небо, возможно, объясняется
тем, что позднее мосульский правитель Бадр ад-Дин Лу’лу’ вместе
со своими людьми раскопали могилу Шейха Ади и сожгли его останки.
Некоторые учёные полагают, что божеством третьего порядка в езидизме
является Султан Езид (Эзид). С возникновением этого божества связанно
много легенд. Следует отметить, что решение вопроса о его происхождении
имеет очень важное значение, поскольку его именем названа сама религия.
Езиды называют его «своим Господином». Например, в езидском символе
веры говорится:
«Султан Эзид мой Господин,
Мелек-Тауз моё свидетельство и [моя] вера».
Главная отличительная черта езидизма от других религий (кроме зороастризма)
– это то, что езидом можно только родиться, принять эту религию
нельзя. Всё их общество основано на кастово-теократическом принципе
деления. Существуют три касты, две из которых составляют духовенство
(шейхи и пиры) и одна - мирян (мюридов). Функции и обязанности как
духовенства, так и мирян наследственны. Браки между тремя кастами
строго эндогамны. Благодаря своей консервативности и замкнутости
езидской общине удалось донести эту систему до сегодняшнего дня.
Во избежание путаницы следует упомянуть о существовании сложной
духовной иерархии в Лалеше при гробнице Шейха Ади (мир, бабашейх,
факиры, каввалы, кочаки, фарраши и т.д.). Однако эта система требует
особого рассмотрения и сейчас мы не будем касаться её.
Лалеш является святыней и местом паломничества всех езидов. Многие
авторы пишут, что Шейх Ади поселился в развалинах христианского
монастыря. Однако внутренний интерьер храма не содержит элементов,
присущих христианским монастырям. Некоторые учёные полагают, что
архитектура езидских строений свидетельствует об их возведении в
дохристианские времена, а в римскую эпоху в них поселились монахи-христиане.
В вероучении езидов существует множество предписаний, каждый правоверный
езид должен придерживаться их и руководствоваться ими в своей повседневной
жизни. Это вызвано главным образом заботой о сохранении чистоты
религии. Существуют некоторые пищевые запреты. Ношение синего цвета
категорически запрещено. Также имеется ряд табу, связанных с огнём,
водой и землёй. Как нам представляется, это восходит к зороастрийскому
предписанию, запрещающему осквернение вышеупомянутых стихий. У езидов
много праздников, такие как праздник соблюдения поста, в честь Султан
Езида, праздник Хыдыр Наби, Новый год и другие.
В настоящее время многие езиды забывают основы своего вероучения
- древнейшей религии курдов, история которой насчитывает более двух
тысяч лет. Сейчас, когда курды-езиды живут не компактно, им особенно
необходимо поддерживать традиции и обычаи предков, общаться друг
с другом и стремиться к возрождению, а не угасанию своей религии.
КУРДСКИЕ СКАЗКИ
Урок отца
0тец, возвращаясь с десятилетним сыном с поля, увидел на дороге
старую подкову и сказал сыну:
- Подними эту подкову.
- Зачем мне нужна старая подкова? - ответил сын.
Отец ничего ему на это не сказал и, подняв подкову, пошёл дальше.
Когда они дошли до окраины города, где работали кузнецы, отец продал
эту подкову. Пройдя ещё немного, они увидели торговцев, которые
продавали вишни.
Отец за деньги, что он выручил за подкову, купил у них много вишен,
завернул их в платок, а затем, не оглядываясь на сына, продолжал
свой путь, изредка съедая по одной вишенке. Сын шёл позади и смотрел
с жадностью на вишни. Когда они прошли немного, из рук отца выпала
одна вишня. Сын быстро нагнулся, поднял её и съел. Спустя некоторое
время отец уронил ещё одну вишню, а затем другую и стал так ронять
по одной вишне, продолжая свой путь. Сын не менее десяти раз нагибался,
поднимал и ел обронённые вишни. Наконец, отец остановился и, отдавая
сыну платок с вишнями, сказал:
- Вот видишь, ты поленился один раз нагнуться, чтобы поднять старую
подкову, а после ты нагибался десять раз, чтобы поднимать те самые
вишни, которые были куплены за эту подкову. Впредь помни и не забывай:
если будешь считать лёгкий труд тяжёлым, то встретишься с более
тяжёлой работой; если не будешь доволен малым, то лишишься большого.
Змее - палка судья
Рассказывают, однажды змея заползла в стог сена, а его кто-то поджёг.
Находившийся поблизости человек по имени Шех Омар протянул змее
палку, чтоб спасти её. Как только змея оказалась в безопасности,
она обвилась вокруг шеи Шех Омара и ни за что не хотела слезать.
Идут они и обращаются ко многим, чтобы их рассудили. Решение всех
таково: змея должна спуститься с шеи Шех Омара. Но змея никого не
слушала и не спускалась.
Наконец, они пришли к лисице, чтобы та их рассудила. Лисица сказала
змее: «Пока ты не слезешь, не буду вас судить». Как только змея
сползла, ей тут же палкой размозжили голову. Поэтому говорят: «Змее
- палка судья».
Мудрый гость
Однажды некий дервиш постучался в дом курда.
Дверь открыла пожилая женщина, мать хозяина дома. Она сказала,
что сына нету дома, пригласила гостя войти, постелила ему палас
и накрыла скатертью стол. Но так как в доме ничего не было, то она
не могла ему ничего вынести и постеснялась сказать об этом гостю.
Гость же подождал и, видя, что ему ничего не несут, закрыл за собой
двери и пошёл своей дорогою.
Тут вернулся домой хозяин дома. Мать рассказала, что у них был
гость, и она ничего не вынесла ему поесть, так как дома ничего не
было. Хозяин дома подумал и сказал:
- Мать, дай мне саблю, поскачу, догоню и убью этого дервиша, пока
он не опозорил меня, моих предков и моих потомков перед всем светом.
Схватил он саблю, сел на коня и помчался за дервишем. Догнал он
дервиша, обнажил свою саблю, замахнулся над ним и сказал:
- Ветер веет по всему свету...
- Но не везде, где он веет, есть богатство и достаток, - добавил
мудрый дервиш.
Понял курд, что дервиш вошёл в его положение и не ославит перед
всем светом. Он слез с коня, извинился перед божьим человеком, поцеловал
его руку и пригласил зайти в гости на обратном пути.
|